Мэр Владивостока рассказал о жизни города после саммита АТЭС-2012

Владивостоку не надо натужно что-либо придумывать относительно пост-событийного использования построенных объектов

14:57, 30 октября 2014 Политика
3baefb8fd2b8b738bb5da2c79351145e.jpg

С11 по 14 декабря 2014 г. состоится IV Московский урбанистический форум на тему «Драйверы развития мегаполиса». В первый день планируется сессия «Мегасобытия и город: масштабы и выгоды». Основой обсуждаемый вопрос: как сделать так, чтобы мегасобытия не остались эпизодом в истории, а стали долгосрочным фактором развития? Очевидно, тема нашей дискуссии, сформулированная организаторами серии урбанистических конференций как «Жизнь после мегапроекта. Стратегия развития Владивостока и Приморского края после саммита АТЭС» предваряет этот разговор, побуждая всех нас задуматься об эффективности мега-проектов и мега-событий как инструментов развития. Спасибо за приглашение к диалогу, позволяющему и нам настроиться на свой урбанистический форум, который впервые будет проводиться во Владивостоке 14-15 ноября этого года на тему «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития».

Действительно, в условиях глобализации крупные международные события на площадках городов становятся одним из основных средств повышения конкурентоспособности территорий. Однако, мега-события – не только знаковое явление современности, но и типичный способ существования так называемых «глобальных городов». Кроме того, они – путь масштабного обновления городской инфраструктуры, стимулирования экономического развития, способ повышения сплоченности населения, а также имиджевой привлекательности страны и региона.

Вместе с тем, по мнению некоторых зарубежных и отечественных аналитиков, подготовка и проведение масштабных международных событий сопровождается высокими рисками, связанными со значительной капиталоемкостью таких мероприятий, ограниченностью ресурсов, проблемами содержания инфраструктурных объектов после завершения события. Его прямой экономический эффект зачастую оказывается несущественным. При этом обосновать наличие неэкономической выгоды на языке налогоплательщиков довольно сложно.

По утверждению ряда критиков, тот факт, что современные города нуждаются в крупных событиях, чтобы поправить свои дела, свидетельствует о принципиальной неустойчивости процессов урбанизации, о фундаментальных трудностях, с которыми сталкиваются даже влиятельные города в поисках путей развития и выполнения своих функций, в том числе главной — быть домом для горожан.

В манифесте нашей конференции справедливо отмечается, что «…ставка исключительно на мегапроекты вряд ли принесет успех в долгосрочной перспективе. Мегапроекты должны сопровождаться массой точных конкретных проектов по трансформации… поселений региона в подлинно комфортные города».

Мы согласны с тем, что, осуществляя функцию площадки по производству мега-событий, город в первую очередь должен служить домом для большинства своего населения. Но что понимается под городским комфортом? Является ли он синонимом пространственной гармонизации разноплановых взаимоотношений или предполагает лишь маркетинговую интенсификацию потребления за фасадом модного градостроительного бренда? Как гармонично сочетать «мега» и «микро» масштабы в развитии города?

В дополнение к «поиску новых событий и федеральных денежных вливаний» авторы манифеста рекомендуют Владивостоку задуматься о выработке новой стратегии, возобновив работу над развитием сферы услуг в виде туризма и гостеприимства.

Но разве событийный туризм не может стать «мотором» этой отрасли, а большие события сами по себе не служат сильными «магнитами», притягивающими потоки людей? Стоит ли в таком случае отказываться от мега-событийности и ее мега-проектной основы?

Кроме того, в качестве альтернативы мега-проектам манифест конференции предлагает:

решение транспортного вопроса;

ревитализацию промышленных территорий;

создание общественных пространств;

модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.

Но разве большинство из этих направлений не принадлежит к новым мега-проектам рынка недвижимости, на которых специализируются продвинутые столичные банки, девелоперы, проектные компании и некоммерческие организации?

Разве невозможно использовать ревитализацию промышленных и некогда оборонных зон, а также организацию общественных пространств под площадки будущих международных мегасобытий типа острова Русский или Большого Уссурийского острова?

Разве мега-события и новые общественные пространства не являются в одинаковой степени атрибутами так называемого «интерактивного города» с установкой на вездесущность онлайновой коммуникации и на позитивные изменения пространства, производимые не только в формате государственного и муниципального управления, но и общественных инициатив?

Ярким свидетельством внутренней связи мега-событий и организации общественного пространства явилось неожиданное возникновение во Владивостоке накануне саммита АТЭС нового публичного пространства в лице только что построенного Золотого моста. В день его открытия 11 августа 2012 г. на нем побывало несколько десятков тысяч человек, после чего ни одна из по-настоящему праздничных дат не обходится без шествия и массового гуляния по мосту, превратившегося в новую местную ценность...

В качестве других примеров можно привести ревитализацию в ходе подготовки к саммиту АТЭС части исторической территории бывшего Владивостокского военного порта, превращенную в полюбившуюся горожанам «Набережную Цесаревича», а также сооружение набережной в бухте Аякс на кампусе ДВФУ, переданную с учетом общественного мнения на муниципальный баланс. Я уже не говорю о благоустройстве значительного числа и ранее существовавших скверов, набережных, дворов.

Эти факты получили отражение в специальном фото-альбоме, выпущенном к годовщине проведения саммита АТЭС по заказу администрации города под символическим названием «Владивосток – путь события». Ведь русское слово «событие» понимается не только как «значительное явление», но и как «событие́ с другими», «совместное бытие», «сосуществование всем миром».

Как бы там ни было, вопросы эффективности отечественных мега‑событий и мега‑проектов имеют место быть. Но Владивосток – особый случай. И не потому, что при подготовке и проведении саммита АТЭС все получилось без проблем! Просто это событие на площадке Владивостока было очень органичным его «долгоиграющему» потенциалу – имени, географии и истории. Прием саммита во Владивостоке лишь обозначил новый уровень еще незавершенного обустройства «Восточных ворот России», которым в следующем году исполняется лишь 155 лет.

А потому Владивостоку не надо натужно что-либо придумывать относительно пост-событийного использования построенных объектов. И нам не хочется иронизировать с помощью идиом «белый слон»[1] или «чемодан без ручки». Получив дополнительные инфраструктурные возможности, пережив всем миром радость единения на долгожданном Золотом мосту и гордость за успех подготовки большого мероприятия, нам приходится думать о качественно новом осуществлении своей международно-коммуникативной функции, в том числе, используя потенциал организации общественных пространств, но с учетом того, что этот вид деятельности уже превращается в модное транснациональное движение «placemaking».

Очевидно, что Владивосток, позиционируемый как еще одно место проведения саммитов и мега-мероприятий, в этом мало чем отличается от других городов России и зарубежья. Организация и проведение мега-событий — общая стратегия, с помощью которой города стремятся решить свои, прежде всего, экономические проблемы.

Но специфика Владивостока заключается в том, что речь идет о площадке, целенаправленно формируемой федеральной властью в качестве инструмента полноценного участия России в интеграционном взаимодействии со странами Восточной Азии и АТР, как нам представляется, в сложившихся за последнее время обстоятельствах очень важном для модернизации страны и ее последующего перехода к новому промышленно-технологическому и социально-культурному укладу.

Важно отметить, что производство мега-событий на площадке Владивостока дополняется решением задач обеспечения национальной безопасности, а также деятельностью Владивостока как и в былые годы в качестве международного транзитно-транспортного узла. Город по прежнему сочетает в себе и крепость, и порт, усиливаемые функцией витрины, позволяющей знакомиться извне с лучшим из того, что есть изнутри, захватывающей внимание зарубежных партнеров.

Владивосток стремится быть привлекательным и управлять этой «мягкой силой» с помощью своего образа, притягиваемых потоков, а также уникального сгущения в своих окрестностях транспортной, энергетической, трубопроводной, информационной и др. инфраструктуры, завязанной на потенциал всей России и все более приобретающей трансграничный характер.

Именно в этих обстоятельствах реализуется целый ряд проектов, нацеленных на создание сектора высокотехнологической переработки природных ресурсов, «умной» энергетики, современного машиностроения и др. Приходится констатировать, что популярная в Европейской России «постиндустриальная» рамка на российском Дальнем Востоке требует переосмысления. Очевидно, что индустриализация здесь еще не достигла необходимого уровня. Поэтому мы заботимся не только о привлекательности для туристов и развитии сектора услуг, но и о трансферте знаний, позволяющих осуществить полноценную, технологически состоятельную модернизацию. В этом процессе Владивосток должен сыграть ключевую роль!

Показательно, что саммит принимался в специально построенном кампусе Дальневосточного федерального университета, расположенном на острове Русский. Вручая символический ключ от него студентам и преподавателям ДВФУ, Президент РФ В.В. Путин выразил надежду, что с их помощью университет станет «магнитом», притягивающим не только отечественных специалистов, но и соседей по АТР. Для повышения привлекательности этого места, в скором времени здесь планируется учредить одну из территорий опережающего социально-экономического развития. Очевидно, что «Дальневосточный Кронштадт» обретает новый статус, требующий как нового видения, так и нового образа, поддерживаемого соответствующей пространственной организацией.

На протяжении долгих лет Владивосток, основанный как военный пост на самом острие вновь присоединенного к России клина между Японским морем и Китаем, на южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского, готовился к атаке с моря и осаде со стороны материка. Он стремился основательно укрепиться, расширяя фортификационные сооружения на горы и берега даже за Амурским и Уссурийским заливами. Русский остров служил ему надежной защитой.

Решение пограничных вопросов и новая военная доктрина РФ существенно изменили требования к безопасности, сделали их также «высокотехнологичными». Но Владивосток и прилегающие к нему поселения Южного Приморья все еще остаются заложниками своей прежней истории. Поэтому недостаточно оценить «уникальный природный, ландшафтный, туристический и экономический потенциал Владивостока и Приморья», необходимо принять в расчет позитивный опыт и познавательные традиции, сложившиеся здесь в ходе истории взаимодействия России со странами данного региона, в полной мере использовать потенциал наработанных за это время трансграничных связей.

Очевидно, что для полноценного использования своего уникального задела в новых геоэкономических и мирополитических обстоятельствах Владивостоку также необходимо, прежде всего, по-умному открыться, вырвавшись из состояния «полуизоляции» на полуострове, с трех сторон окруженном водами обширного залива Петра Великого, — обеспечить связность и сплоченность территорий российского Южного Приморья в формате трансграничной агломерации.

А это возможно только путем создания новой транспортной инфраструктуры. Только так можно реализовать современное преимущество нашего местоположения – фактически в полукольце крупнейших экономик мира, когда в часе лёта, в радиусе тысячи километров, проживает более 400 млн. человек. В этих обстоятельствах – огромный ресурс нашего качественного преображения, нашего вхождения в региональную сеть «глобальных городов» в интересах всей России!

Благодаря реализации специальной государственной подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Владивосток значительно расширился на юг – на остров Русский. Но для осуществления своей международно-коммуникативной миссии и роли транспортно-логистического узла мирового уровня этого явно не достаточно.

Продолжая освоение острова Русский, укрепляя Владивосток на материковом корню (т.е. развивая его северные районы), важно использовать имеющийся потенциал и для обустройства западного берега Амурского залива, где городская территория включает не только полуостров Песчаный, но и распространяется вглубь Хасанского района, значительно приближаясь к российско-китайской границе, расположенной на расстоянии всего 28 км. Не стоит забывать и про восточный берег Уссурийского залива, где есть все предпосылки для создания как нового порта для сыпучих грузов, так и крупнейшего продовольственно-логистического хаба. Очевидно, что этой «всесторонности» требует логика развития Владивостока как центра международного сотрудничества, она побуждает к продолжению пути, намеченного событием саммита АТЭС!

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!