Главное - не нарушать гармонии (окончание)

В предыдущих толстушках «В» (за 30 ноября и 7 декабря) мы рассказали об опыте наших соседей: южнокорейского Пусана, принимавшего в 2005 году саммит АТЭС, и японского острова Хоккайдо, который сейчас активно готовится к предстоящей в июле 2008 года встрече

14 дек. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2260 от 14 дек. 2007
6e033ae4f3b79cbf441419a7d7ebaadb.jpg

В предыдущих толстушках «В» (за 30 ноября и 7 декабря) мы рассказали об опыте наших соседей: южнокорейского Пусана, принимавшего в 2005 году саммит АТЭС, и японского острова Хоккайдо, который сейчас активно готовится к предстоящей в июле 2008 года встрече «Большой восьмерки» или как ее называют в англоязычных странах G8. Сегодня - еще один репортаж с Хоккайдо.

Проблемы? Есть! Мы видим!

Как въедливые исследователи, корреспонденты «В» за несколько дней проехали по маршруту от аэропорта Саппоро, куда будут прилетать президенты и премьеры, до озера Тоя (расстояние чуть более 200 километров), побывали на всех «объектах» предстоящего саммита. Впечатление получилось весьма неоднозначное. И вот почему.

Если бы мы смотрели на все, что нам показывали радушные хозяева, незамутненным взором неофитов, то, скорее всего, нам однозначно показалось бы, что все уже готово и японцам осталось, как говорится, только дорожки подмести.

Но мы всматривались в окружающее через призму многократно озвученных проектов по сооружению грандиозных объектов во Владивостоке - в его материковой части и на Русском острове - к саммиту АТЭС-2012: скоростные автострады, высотные многозвездочные гостиницы, конгресс-холл и т. д. Ничего подобного в районе озера Тоя не наблюдается и - что характерно - даже и не планируется. При этом, если кто-то думает, что в Японии, как в той, райкинской Греции, все есть, то глубоко заблуждается. На общем японском фоне Хоккайдо всегда считался в стране одной из самых бедных и слабо развитых территорий. Инфраструктура его не идет ни в какое сравнение с инфраструктурой центрального Хонсю или, скажем, побережьем так называемого Внутреннего моря. Даже скоростного поезда - синкансэна, - который в Японии, кажется, носится повсюду, здесь нет. Сейчас, правда, проектируется первая ветка с юга, но она дойдет пока только до Хакодате, расположенного на северном берегу Сангарского пролива.

Что касается автострад, то все дороги в районе сдвоенного с недавних пор (см. предыдущую толстушку «В») города Тояко, вокруг озера Тоя и в прилегающих районах двухрядные - по одной полосе в каждую сторону. Как наша «горностаевская» трасса. Расширять их никто не планирует в принципе. Сейчас их просто приводят в порядок, а на лавиноопасных участках строят мощные подпорные стены со стальными сетями-камнеуловителями.

При этом проходят многие дороги через сельхозугодья, мимо фермерских домов, а это значит, что в любую минуту на трассу может вывернуть комбайн или трактор, обогнать который на «однорядке» будет непросто.

- Ничего страшного, - уверяют организаторы, - не произойдет, если кому-то придется затратить на дорогу чуть больше времени, чем он рассчитывал. Саммит продлится всего три дня, а природа и отношения людей с ней здесь складывались веками. И если расширять или спрямлять дороги, то обязательно придется нарушать гармонию, которая и составляет главную ценность этих мест.

Логично? Вполне.

Ведь саммит действительно продлится всего три дня…

То же самое наблюдали мы и в отношении гостиниц. Тоя - славный курорт, но не самый знаменитый в Японии и отнюдь не люксового уровня. И десяток гостиниц, рассыпанных вдоль живописного берега озера, относятся в основном к понятию middle - средний класс, рассчитанный на не самых богатых постояльцев. Здесь-то и будут жить 8 правительственных делегаций самых могущественных держав мира - министры, эксперты, акулы бизнеса. Гостиницы, конечно, к июлю 2008-го тоже приведут в идеальный порядок, но звездочек им это не добавит. Да такой цели никто, собственно говоря, и не ставит: рабочая встреча, тут нет до роскоши.

В меру удобно, в меру комфортно, в меру красиво.

Что еще надо?

Замок на горе

Если уж говорить о роскоши, то под это понятие, безусловно, подпадает расположенный на горе, высоко над озером, гостиничный комплекс «Виндзор», где и будут проходить основные мероприятия саммита «Большой восьмерки». Отсюда открывается поистине королевская панорама, рядом современные подъемники, концертный зал, поля для гольфа… Правда, забираться на эту головокружительную верхотуру тоже приходится по двухполосной и изрядно петляющей дороге. Сейчас организаторы размышляют над непростым вопросом: где разместить вертолетную площадку? Вариантов немного - или арендовать одно из ближайших крестьянских полей, или врезать площадку в горный склон. Но опять же - природа…

У «Виндзора», кстати, занятная история. В разгар экономического подъема - в 80-х годах прошлого века - гостиницу на пару построили крупнейшие на Хоккайдо банк «Такугин» и строительная компания «Кабуто». Однако за подъемом последовал неизбежный спад; оба застройщика обанкротились. И почти 10 лет (! - Ред.) грандиозный комплекс стоял закрытым. А что вы хотите? Нормальные рыночные отношения. Так что если кому-то из сограждан кажется, что это только в России с приходом рынка начали проистекать всяческие катаклизмы, то на самом деле это вовсе не так.

В начале этого века «Виндзор» выкупила крупная японская компания «Secom», и последние годы сюда приезжают отдыхать - особенно в разгар сезона - весьма состоятельные люди.

Забавная деталь: говорят, минувшим летом, когда о предстоящем в районе озера Тоя саммите G8 уже стало широко известно, в «Виндзоре» некоторое время отдыхал один из российских олигархов, имя которого не раскрывается. Зачем заехал в такую, по олигархическом меркам, глушь? Очевидно, чтобы иметь возможность при случае ввернуть в разговоре: «Где, где? В «Виндзоре»? На озере Тоя? Был я там. Неплохое местечко…».

И ведь действительно неплохое!..

Пресса под прессом

Еще один объект, который чрезвычайно интересовал нас с профессиональной точки зрения, - пресс-центр. (Среди проектов, обозначенных к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке, он, помнится, занимает не последнее место). И здесь мы тоже столкнулись с нестандартностью японского подхода. Во-первых никакого пресс-центра не было, нет и не будет. Точнее, конечно, будет, но только в течение нескольких дней - накануне и во время самого саммита. В соседнем городке Русуцу будет собран модульный пресс-центр примерно на 12 тысяч квадратных метров, на который и будут замыкаться ожидаемые 4-5 тысяч журналистов со всего мира. «Навороты», конечно, будут здесь представлены в полном объеме - оптико-волоконные каналы, спутниковая связь, сверхскоростной Интернет и т. д., в этом нет никаких сомнений.

А потом его разберут. Да и кому нужен огромный пресс-центр на курорте?

Другой изрядно удививший нас момент состоит в том, что этот самый Русуцу расположен более чем в 20 километрах от курорта Тояко и гостиницы «Виндзор» по извилистой двухрядной дороге (см. выше). То есть примерно так: саммит АТЭС-2012 проходит на Русском, а пресс-центр располагается в районе ВДЦ «Океан». При существующих дорогах. Ну разве что за вычетом вечно воняющей горностаевской свалки.

Признаться, мы обиделись за коллег, удобства и комфорта в работе которых явно будет не много. Однако в упомянутом разговоре с вице-губернатором Хоккайдо господином Ямамото Кунихито все точки над «i» были расставлены довольно жестко и конкретно:


- Мы не скрываем, что хотели бы минимизировать затраты на подготовку и проведение саммита мировых лидеров. Именно поэтому мы отказались от строительства новых дорог и гостиниц. Возможно, что среди аккредитованных журналистов будет какое-то недовольство. Что тут поделать? Таковы правила игры. На саммит на Окинаве было затрачено порядка 80 миллиардов иен (около 800 миллионов долларов), в том числе 10 миллиардов - самой префектурой. Сейчас таких денег нет. Поэтому для нас главной задачей будет показать уникальную природу Хоккайдо, умение человека жить в этой природе, с этой природой. Надеемся, что тогда наш остров станет привлекателен для миллионов людей со всего мира.

Интересно, что скорее с патриотических, чем с профессиональных позиций оценивает ситуацию и наш коллега, генеральный директор газеты «Хоккайдо симбун» господин Синкуро Хиромаса (к слову, с этой газетой «В» связывают давняя дружба и договор о побратимских отношениях. Вот и в этой командировке без поддержки наших японских друзей, которым мы очень благодарны, нам вряд ли удалось бы многое увидеть, узнать и понять). Так вот, господин Синкура, в прежние годы матерый журналист-международник, работавший во многих мировых столицах, привел в беседе с нами - когда мы обсуждали вполне вероятные проблемы, с которыми столкнется пресса, такой пример:

- В декабре 1989 года мне довелось освещать историческую, иначе и не скажешь, встречу Горбачева и Буша на Мальте. Поверьте, там присутствовал весь цвет мировой журналистики. Но - именно присутствовал, причем на дистанции, потому что встреча проходила на советском лайнере «Максим Горький», рядом с которым курсировали американский и советский крейсера, а мы все сидели на берегу. Поэтому, когда встречаются мировые лидеры, приходится чем-то жертвовать. В том числе и нашими, журналистскими удобствами.

Мы не стали спорить с коллегой, хотя и остались при своем мнении: встреча на Мальте действительно была исторической и довольно спонтанной; а саммит G8 - плановое мероприятие, к которому вполне можно подготовиться соответствующим образом.

Да и какой смысл спорить, если японцы, как мы говорили выше, подходят к проблеме фундаментально иначе. Ведь саммит действительно продлится всего три дня…

А что касается позиции вице-губернатора Хоккайдо господина Ямамото, то, на наш взгляд, его слова могут уже сегодня прозвучать как руководство к действию для наших чиновников - тех, кто сейчас разрабатывает различные мероприятия в рамках подготовки саммита АТЭС во Владивостоке.

- Ведь главное для места проведения такого мероприятия, - говорит вице-губернатор Ямамото, - это шанс прозвучать на весь мир. Думаю, что для вашего Владивостока это также актуально. Мы, например, уже сейчас готовим в разных форматах массу информационных материалов - по истории Хоккайдо, о том, какая у нас культура, какие достопримечательности, какая кухня и так далее. Все это мы начинаем медленно, но настойчиво продвигать. Мы хотим, чтобы каждый житель ощущал себя членом команды принимающей стороны. И конечно, крайне важно, как ко всему этому будут относиться дети. Хотелось бы, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками международного сообщества. Кстати, одним из официальных мероприятий саммита G8 является так называемый junior-summit, встреча школьников стран-участниц. И нам бы очень хотелось - хотя конкретное место пока не определено, - чтобы эта встреча тоже прошла на Хоккайдо…

Из истории Саппоро

- Мы с вами встречались здесь более десяти лет тому назад. Но в Саппоро почти ничего не изменилось, - сказал при встрече в аэропорту Глеб Журавский - наш гид и переводчик, который долгие годы живет и работает в Саппоро. Последнее серьезное изменение эта территория претерпела во время подготовки к зимней Олимпиаде, которая проходила в Саппоро в1972 году. Именно это событие принципиальным образом изменило облик главного города северного острова.

К той Олимпиаде, 35 лет назад, появился новый жилой микрорайон - олимпийская деревня, где теперь добропорядочные японцы чувствуют себя уютно и комфортно. Выросли десятки гостиничных комплексов, в которых теперь обязателен типичный для Хоккайдо сервис в виде водных комплексов с горячими источниками. Спортивные объекты, часть из которых отнесена к категории самых совершенных, тоже гордость жителей и место их отдыха. Ну и, наконец, метро Саппоро - фактически подземный город, который решил серьезные транспортные проблемы губернской столицы. К тому же, здесь вагончики передвигаются почти бесшумно - колеса резиновые. А обширные подземные галереи-улицы в долгие снежные зимние месяцы превращаются в яркий праздничный город, где люди не только не по сугробам и гололеду добираются на работу и домой, но и проводят немало времени, предаваясь шопингу, встречаясь с друзьями в маленьких уютных кафе.

Олимпиада, говорят многие, была единственным шансом для города и острова сделать рывок. Северяне использовали его на все сто. Как признание значимости события - стелы в районе олимпийской деревни, где в бронзе выбиты имена тех, кто создавал славу олимпийскому Саппоро. Есть на этих табличках и имена великих российских спортсменов…

* * *

…Несмотря на географическую близость и, казалось бы, многолетнее знакомство, мы не устаем удивляться и восхищаться Японией. Ясная организация жизни, совместимость древних традиций и суперсовременных технологий, незыблемые семейные да и национальные ценности. И, как показывает практика подготовки к встрече мировых лидеров, здоровый, продуманный прагматизм. Никаких воздушных замков. Все ясно, понятно, конкретно.

А то гуляешь по Саппоро или едешь куда-нибудь по дороге, и вдруг ярко мелькнет на солнце красная кисть рябины, которая растет тут, кажется, везде. Поймаешь себя на мысли: точно, как в России. Оглянешься вокруг: да нет, не Россия…

Автор: Андрей Островский Вадимович