Медвежья тропа перекрыта

В крае закончено расследование дела о самой крупной контрабандной партии дериватов, которую когда-либо задерживали приморские пограничники. Ради наживы члены межэтнической преступной группировки только в рамках одного эпизода загубили 120 медведей и амурс

12 февр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2288 от 12 февр. 2008
7e3297736d69693fa7e93d223c6d137d.jpg

В крае закончено расследование дела о самой крупной контрабандной партии дериватов, которую когда-либо задерживали приморские пограничники. Ради наживы члены межэтнической преступной группировки только в рамках одного эпизода загубили 120 медведей и амурского тигра. Следствие доказало, что на счету контрабандистов были ещё как минимум две подобные партии частей тела животных, запрещённых к вывозу. На территории Приморья преступникам помогала милиция.

Части дела

Кадры со страшной находкой сотрудников ФСБ в августе 2007 года облетели все центральные телеканалы, об этом рассказывал и «В». На российско-китайской границе, у озера Ханка, оперативники задержали крупнейшую партию свежезамороженных медвежьих лап, а также шкуру амурского тигра с фрагментами костей. Операция сотрудников прокуратуры и спецслужб стала результатом полугодовой работы, в ходе которой была выявлена вся цепочка по добыче, сбору и отправке за границу дериватов. Общий урон, который преступники нанесли природе Дальнего Востока, исчисляется в сотнях единиц: в результате трёх задержаний контрабандных партий товара было изъято около 900 лап бурого и белогрудого медведя, 4 тигриные шкуры, 3 шкуры дальневосточного леопарда, 531 рог сайгака, более 60 килограммов костей тигра. Экономический ущерб, по оценке экспертов, составляет более 5 миллионов рублей. Дело расследовали и довели до суда в 304-м военном следственном отделе Следственного комитета при прокуратуре РФ Тихоокеанского флота.

Впервые контрабандисты попали в поле зрения правоохранительных органов в январе 2007 года. Тогда на трассе близ Хороля сотрудники ГАИ остановили машину, набитую под завязку охотничьей добычей. Пожилому водителю машины не удалось убедить милиционеров, что в машине картошка, и её досмотрели. В салоне, на месте пассажирских сидений, были уложены 8 мешков с медвежьими лапами, 3 шкуры тигра, несколько рогов и различные фрагменты скелетов диких животных. Ценный груз изъяли. Водитель оказался лишь курьером и не мог сказать ничего внятного о хозяине груза. Его взяли под наблюдение. Так, в деле появился первый подозреваемый – ЗУБЕНКО (фамилия изменена). Стало понятно, что именно он обеспечивал организацию процесса с российской стороны. Сразу после этого определился и второй ключевой участник группировки – заказчиком и непосредственным исполнителем с китайской стороны оказался гражданин КНР, которого все называли просто Коля. Из перехваченных телефонных переговоров стало понятно – Коля часто бывает в одном из игорных заведений Уссурийска. Вскоре оперативники уже вели за китайцем наружное наблюдение.

~~Справка «В»
Все перечисленные виды животных подпадают под меры охраны российского и международного законодательств: амурский тигр и сайгак занесены в 1-е приложение СИТEС (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения), медведи – гималайский в 1-е приложение, а бурый медведь – во 2-е приложение СИТEС. Добыча, покупка, продажа, транспортировка и вывоз за пределы РФ краснокнижных видов животных запрещены.~~

Именно Коля лично занимался сбором дериватов на территории всего края. В ходе «командировок» в Анучино, Арсеньев, Яковлевский и Красноармейский районы он находил исполнителей своих заказов, передавал браконьерам деньги и собирал контрабандные партии. Зубенко же должен был обеспечить беспрепятственную деятельность китайца и переправку груза в КНР.

Второй эпизод последовал уже в начале марта. Прослушивая телефоны Зубенко и Коли, оперативники выяснили, когда сообщники будут отправлять очередную партию дериватов в Китай. Планировалось, что груз, уложенный в сани, переправят с помощью снегоходов по льду. Операцию по задержанию контрабандистов проводили ночью, сани с незаконным грузом были изъяты, но преступникам удалось уйти на снегоходах. В этой партии «товара» оказались 120 медвежьих лап, 3 шкуры дальневосточного леопарда.

Эскорт в погонах

Телефонные переговоры между подельниками продолжались. После двух проваленных «операций» Коля сильно нервничал. Судя по перехваченным телефонным разговорам, для реабилитации в Китае ему требовалось успешно переправить крупную партию дериватов. Заказчики требовали на этот раз какой-нибудь «изюминки». Решено было, что таким «приятным дополнением» к основной партии станут шкура и скелет тигра или дальневосточного леопарда. Коля быстро нашёл исполнителя экзотического заказа. Тигра взялся убить охотник из Анучино.

Параллельно по всему краю шёл сбор основного «товара». На негласном рынке в Уссурийске, где налаживаются контакты и связи между контрабандистами и браконьерами и через который идёт торговля дериватами со всего Дальнего Востока, Коля нашёл посредников и исполнителей заказа на крупную партию медвежьих лап. В течение нескольких месяцев он непрерывно находился в движении, не единожды съездил в Китай за деньгами, чтобы расплачиваться с «поставщиками». Да и сам мотался по краю, наняв для этого такси. Предприимчивый китаец лично контактировал со всеми исполнителями заказа – охотниками и посредниками. К концу лета основная партия была сформирована. Для того чтобы партию дериватов и на этот раз не изъяли на одном из постов ГАИ, в качестве сопровождающих были наняты два действующих сотрудника милиции в крупных чинах. Милиционеры обеспечили зелёную улицу для контрабандистов по территории края. Так груз оказался на берегу озера Ханка. Оставалось лишь преодолеть несколько километров до китайской стороны.

Граница без замка

Единственным доступным вариантом переправить «товар» на китайскую сторону был водный путь. Груз предполагалось перевезти на лодке по Ханке, но для беспрепятственного проникновения через границу необходимо было отключить систему слежения на пограничной заставе. У преступников было бы около часа на то, чтобы спокойно уйти на китайскую сторону. Для этого Зубенко подключил к делу ещё одного подельника в селе Турий Рог. Задача была проста: незаметно отключить рубильник, который находится в посёлке, оставив границу незащищённой.

К этому моменту оперативники разработали операцию таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные возможности для задержания контрабандистов. Подгадали даже с погодой – в день проведения «зачистки» светила полная луна и небо было чистым. Конечно, неслучайным стало и то, что в нужное время из воинской части уехали все офицеры – якобы на учёбу. Туда, где кровавый груз собирались перегружать на борт плавсредства, стянули спецназовцев. Брать контрабандистов решили на берегу. На воде они с лёгкостью бы уничтожили улики…

Операция заняла несколько минут. Всех сообщников задержали с поличным. Помимо дериватов нашли деньги – Коля собирался окончательно рассчитаться с Зубенко почти 9 тысячами долларов.

Сегодня все участники межэтнической преступной группировки ждут суда. Их обвиняют по статьям «Контрабанда, совершённая группой лиц» и «Незаконное пересечение госграницы, совершённое группой лиц». Таким образом, преступникам может грозить от семи до двенадцати лет лишения свободы.

Уравнение с неизвестными

Несмотря на блестяще проведённое следствие, в этом деле остаётся ещё слишком много неизвестных. Очевидно, что правоохранительным органам не по силам найти всех охотников, которые ведут браконьерскую добычу в лесах Приморья. Такие охотники живут в лесу годами, среди них есть и китайцы-нелегалы. И наверняка все «поставщики» Коли сейчас добывают кровавый товар для очередного контрабандиста. Продолжает функционировать негласный рынок в Уссурийске по поставке дериватов в Поднебесную.

И ключевая фигура с китайской стороны, так называемый Коля, вызывает немало вопросов. Он не похож на обычных злоумышленников, с которыми приходится сталкиваться пограничникам. По материалам следствия, Коля находился на территории России легально, имея на руках все необходимые документы, а также несколько китайских паспортов на разные имена. При проверке выяснилось, что все эти паспорта действительны! Кто он на самом деле? Официальные структуры не спешат давать какие-либо комментарии о нём. Нам удалось узнать несколько интересных подробностей из неофициальных источников.

В частности, сидельцы СИЗО № 1 города Владивостока рассказывают друг другу о некоем китайце, которого регулярно посещают его же сограждане. Причём не рядовые торговцы со Спортивной, а, судя по цветным номерам приезжающих машин, солидные люди. Камера Коле досталась самая что ни на есть обычная, но буквально с первого дня за отдельную плату помещение отремонтировали и оборудовали качественной мебелью, плазменным телевизором и прочими благами цивилизации, которые значительно скрашивают его существование за решёткой. У Коли, по слухам, постоянно есть вкусная еда «с воли» и даже сотовая связь, несмотря на то, что по тюремным правилам телефоны регулярно изымаются. И самое интересное: якобы некие солидные соотечественники Коли пытались за миллион долларов добиться того, чтобы сидельца отпустили под залог. И это несмотря на то, что в Китае за контрабанду редких видов животных полагается смертная казнь. Было бы странно предполагать, что «доброжелатели» пытаются вызволить Колю для того, чтобы в Китае лишить его жизни. Китайская сторона вообще отказалась от совместного расследования преступления. Так что вряд ли мы получим ответ на вопрос, кто же стоит за Колей, который на протяжении года занимался деятельностью, напрямую подрывающей экономическую безопасность России…

~~Комментарий специалиста
Руководитель 304-го военного следственного отдела подполковник юстиции Олег МАКАРЕНКО:
- Это не первый случай задержания контрабанды на государственной границе при аналогичных обстоятельствах. С 2003 года это уже третье уголовное дело, связанное с контрабандой дериватов, которое расследовалось нашим подразделением. В двух первых случаях виновные привлечены к уголовной ответственности, судом им назначены большие сроки наказания. Данное уголовное дело в ближайшее время будет передано для рассмотрения в суд. К сожалению, нередко пособниками преступников становятся сотрудники пограничных органов. Причастные к подобным преступлениям военнослужащие расцениваются нами не иначе как предатели и их действия пресекаются самым жёстким образом.~~

Автор: Алёна ОРТМАН