Дайте воду Суходолу!

В Приморском бывшем военном гарнизоне Суходол люди изнывают без воды четыре месяца. Словно в насмешку, здесь отключили и горячую, и холодную воду ещё в преддверии лета - 27 мая. Местная власть - администрация городского округа ЗАТО Большой Камень – развод

5 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2399 от 5 сент. 2008
eae75191c047c92c4ac66437ebc27277.jpg

В Приморском бывшем военном гарнизоне Суходол люди изнывают без воды четыре месяца. Словно в насмешку, здесь отключили и горячую, и холодную воду ещё в преддверии лета - 27 мая. Местная власть - администрация городского округа ЗАТО Большой Камень – разводит руками: дескать, только из лучших побуждений, заботясь о вашем здоровье и счастье! Однако неблагодарные и несознательные жители Суходола посылают сигналы «SOS» во все инстанции, продолжают писать запросы и письма, обивать пороги высоких кабинетов - одним словом, надоедать и мешать работать занятым людям. И натыкаются на непробиваемую стену равнодушия, бумажных отписок и чиновничьего хамства. Почему?

Тогда отключим газ!

Побывав в квартирах суходольцев, полюбовавшись на дыры в потолках, трещины на стыке стен, а также бесконечную батарею кастрюль, бутылей и всего, что годится для заполнения водой, я уже не удивлялась буре отрицательных эмоций. Разговор с корреспондентом газеты «Владивосток» у местных жителей вылился в стихийный митинг, где каждый поспешил высказать всё, что наболело.

…При советской власти Суходол был вполне благополучным военным гарнизоном. До сих пор здесь в ходу словосочетания «морской аэродром» и «сухопутный аэродром» - рядом когда-то базировались военные самолёты. Перестройку Суходол не пережил. С уходом военных он превратился в заброшенное, медленно умирающее поселение. Старые здания постройки 30-40-х годов полтора года назад были переданы администрации ЗАТО Большой Камень, а земля до сих пор официально находится в ведомстве министерства обороны. По крайней мере так объясняли отказ суходольцам, пытавшимся приватизировать свои дачи, власти Большого Камня.

В апреле, устав латать в домах щели, через которые видно море, отваливающиеся потолки и наблюдать запущенность и разруху своей малой родины, суходольцы обратились с письмом к главе администрации ЗАТО Большой Камень, где описали плачевное состояние посёлка. «Мы хотим жить по-человечески. Сделайте для этого хоть что-нибудь, вы же власть!» - таков был смысл письма.

На Суходол обратили-таки внимание. В мае сюда приехали врачи из баклаборатории, взяли пробы воды и сделали заключение: вода заражена. Её и отключили.

…Почему-то вспомнилось классическое: «Жильцы недовольны? Тогда отключим газ!».

Необходимо срочное решение

Надо сказать, что низкое качество водопроводной воды в Суходоле давно ни для кого не является секретом. Те, кто родился здесь и живёт не один десяток лет, рассказывают, что даже в самые благодатные для военного гарнизона времена вода здесь всегда была так называемая техническая, а не питьевая. Но чтобы взять и отключить её – до этого дело не доходило. Время от времени санэпидемстанция хлорировала воду в скважине, и всё вроде было нормально. Никто, слава богу, от этой воды не умирал и не болел. И вдруг – такое…

- Сотрудники санэпидемстанции проводили мониторинг водопроводной воды в наших домах. Мы специально ездили в лабораторию посмотреть официальное заключение. К своему удивлению, выяснили, что, к примеру, в воде, взятой в наших квартирах, кишечной палочки не обнаружено. Зато в квартире № 2, где пробы воды не брали, согласно их заключению вода заражена! Это как понимать? - недоумевают женщины.

У меня в руках официальные документы, свидетельствующие о том, что вода в скважине Суходола не соответствует санитарным требованиям как «питьевая» по микробиологическим показателям и «представляет опасность в эпидемиологическом отношении». Главный санитарный врач по территориям ЗАТО Большой Камень П. Андрусенко в своем напоминании главе муниципального образования ЗАТО Большой Камень В. Халявко от 9 июня 2008 года констатирует, что в опасной близости с водозабором находится «огороженная территория жилой застройки и котельная. Территория захламлена, не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, имеет траншеи и заброшенную часть фонтана… В домах не запланирована система канализации… Ветка водовода проходит в 6 метрах от канализационного сброса, канализационными стоками затоплена вся территория, в том числе место прохода водовода… Всё это свидетельствует о высокой степени эпидемиологической опасности системы водоснабжения бывшего гарнизона с.Суходол и необходимости принятия срочных решений по обеспечению населения водой гарантированного качества».

Можно сказать, что этот документ подтвердил два непреложных факта: вода в Суходоле не пригодна для питья (но жители итак её всегда использовали как техническую!). Второй факт – необходимость принять срочные меры для обеспечения водой местных жителей. А по-хорошему – и для создания нормальных условий жизни людям. О чём они, собственно, и писали в своём апрельском обращении к тому же В. Халявко.

Несмотря на удручающую картину, главный санитарный врач П. Андрусенко предлагает: «Территориальный отдел Межрегионального управления № 99 ФМБА России в ЗАТО г.Большой Камень считает возможным, как временный вариант, водоснабжение населения из существующей скважины с устройством водоразбора от ДОС № 7 при условии организации еженедельного лабораторного контроля за качеством воды в скважине и в месте водоразбора».

Но уже через две недели воду снова перекрыли по той же причине.

Тухлая вода

Выход администрация ЗАТО Большой Камень нашла в водовозке. В Суходол приезжает машина с цистерной воды и распродаёт её по 2 рубля за ведро. Кстати, согласно нормам расхода воды потребителями на одного человека в сутки необходимо от 200 до 300 литров. Это ж сколько нужно полных вёдер перетаскать и денег выложить, чтобы обеспечить водой семью, к примеру, из четырёх человек? А если семья состоит из двух пенсионеров с нищенской пенсией и подорванным здоровьем?

Тем не менее водовозку ждут с ведрами и бидонами, поминая при этом на чём свет стоит всех чиновников вместе взятых. Как-то машина не приезжала три дня – и в некоторых семьях буквально считали воду глотками. Мало того, по общему мнению суходольцев, воду привозят весьма сомнительного качества, с неприятным тухлым запахом.

Одним словом, выход с доставкой и куплей-продажей воды, которым ограничилась администрация, население никак не устраивает.

Тухлый осадок

Наученные суровой российской действительностью, наши люди давно усвоили, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вот и суходольцы не сидят сложа руки, обивают пороги властных структур, рассылают во все инстанции обращения и требования с подписями жителей – в общем, отстаивают своё право на воду. А по сути – на элементарные условия нормальной жизни.

Встреча с заместителем главы Георгием Митяевым, который приезжал в поселок и пообещал жителям принять меры, ничего не изменила в жизни суходольцев. И они решили «достучаться» лично до главы администрации и делегировали для этого своих представителей.

6 августа (через месяц после предписания главного санитарного врача главе администрации, которое цитировалось выше) инициативной группе в количестве шести человек удалось просочиться в кабинет к главе администрации ЗАТО Большой Камень В.Г. Халявко.

- В приёмной нас не хотели к нему впускать, - рассказывают суходольцы, - дескать, занят он. Но мы сели и стали ждать. А когда из его кабинета вышел посетитель, мы сами туда зашли без всяких церемоний. Напомнили, что голосовали на выборах за него, ездили специально в соседнюю Петровку, потому что поверили его обещаниям. Рассказали о бедственном положении людей в Суходоле, о том, что даже детей нечем помыть.

Реакция главы администрации посетителей, мягко говоря, обескуражила. Мнение всех шести было однозначным: им не только не захотели помочь, а с криком «Вон отсюда!» выставили за дверь, пренебрежительно обозвав «колхозом» и «по-мужски» сделав замечание одной из женщин по поводу беспорядка в ее причёске.

По ощущениям суходольцев, осадок после разговора с главой администрации у них остался примерно такой же, как после тухлой воды из водовозки.

Кстати, дама с причёской «не по форме», по-женски поначалу разобидевшись, в конце концов успокоилась, резонно посчитав, что привести в порядок причёску гораздо проще, чем саму голову.

Сколько можно?!

Четыре месяца люди сидят вообще без воды. У нас что, в Приморье война на отдельно взятой территории? Экологическая катастрофа? Эксперимент по выживанию? Давайте называть вещи своими именами: это просто издевательство над людьми. И никакими отписками и объективными обстоятельствами бездействие властей не прикрыть. Хотя бы потому, что для жителей Суходола совсем другой отсчёт времени – литрами пресной воды. Ждём, когда они будут измерять время глотками?

Выход есть из любой ситуации, и особенно быстро он находится, стоит только представить на месте терпящих бедствие СВОИХ детей или внуков. А чужим можно пространно объяснять всё что душе угодно.

В разговоре с корреспондентом «В» жителями Суходола было высказано предположение, что их просто выживают из этого райского уголка, поскольку землю здесь прибрал к рукам через подставных лиц очень богатый человек. Поэтому и вопрос со строительством водовода намеренно не решается. И даже местные чиновники не исключают возможности выселения отсюда людей. Но я не поверила этим разговорам – и что только не померещится обиженным и страдающим людям!

Информация к размышлению

К бухте Суходол, где расположен бывший гарнизон, уже несколько лет внимательно присматриваются деловые люди.

Крупный угольный холдинг «Сибуглемет» из Кемеровской области, куда входят несколько угольных шахт и обогатительных фабрик, через порты Дальнего Востока экспортирует уголь в Японию и Южную Корею. Для наращивания объёмов поставок угля в страны АТР «Сибуглемет» планировал построить терминал в бухте Суходол и создать здесь промышленную зону. Место удобное: незамерзающая акватория, развитая инфраструктура, близость к рынкам потребителей. Как сообщали приморские СМИ, только порт должен был занять 16 га суши и 40 га акватории.

Не надо обладать особым воображением, чтобы представить, во что превратился бы этот красивейший уголок, если б планы бизнесменов осуществились…

Но местные жители горой встали на защиту Суходола. Народные митинги протестов сыграли свою роль – «Сибуглемет» отступил от лакомого кусочка. Надолго ли?

На волне протестных митингов кресло главы администрации ЗАТО Большой Камень на выборах выиграл В. Г. Халявко. Тогда он высказывался против строительства угольного терминала, что сыграло, пожалуй, главную роль в его победе на выборах.

Вполне вероятно, что в новом качестве главы администрации позиция г-на Халявко могла как-то поменяться. Возможно, сейчас он вынужден действовать по чьим-то правилам и ему просто нечего ответить суходольцам, которые пришли к нему за помощью? Мы можем только предполагать, сопоставляя и анализируя информацию, с которой познакомили и наших читателей.

И ещё один штрих. Уже сегодня российские компании могут экспортировать в направлении АТР не менее 20 млн. тонн угля в год, а общий экспорт через дальневосточные порты составляет сегодня около 16 млн. тонн в год (по данным журнала «Дальневосточный капитал»). Несмотря на то, что «Сибуглемет» в феврале этого года приобрёл госпакет акций ОАО «Восточный порт», вполне вероятно, что вопрос открытия промышленной зоны в бухте Суходол окончательно не решён.

Или благодатную землю ждёт какая-то иная участь?

…Интересно, когда по телевизору говорят о перспективах жизни в Приморье, о заинтересованности власти в демографической политике, о необходимости сократить поток отъезжающих приморцев за хорошей жизнью на запад, что в эти минуты чувствуют жители забытого богом и властью Суходола?..

Автор: Татьяна НАДЕИНА